Реклама сегодня настолько распространена, что без нее уже трудно представить нашу жизнь. В свою очередь законодатель, осознавая степень влияния рекламы на общественные интересы, ведет напряженную работу по урегулированию порядка осуществления рекламной деятельности.
С 8 июля 2021 г. вступило в силу постановление Совмина от 07.07.2021 № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – постановление № 395), которым утверждена новая редакция Положения о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – Положение).
Определены отношения, на которые не распространяется действие Положения. К ним, в частности, отнесены отношения, возникающие в процессе размещения (п. 2 Положения):
- – средств наружной рекламы, включенных в перечень средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия разрешения (по приложению 2 к постановлению № 395).
- – средств доведения информации, не являющихся средствами наружной рекламы, в т.ч.:
- учрежденческие доски и иные средства доведения информации о наименовании государственного органа, государственной организации, подчиненной правительству, государственного учреждения и (или) их подразделений, закрепляемых на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений);
- информационные таблички;
- афиши и иные средства доведения информации, обязанность по размещению (распространению) которых возложена на организации или граждан в соответствии с законодательством, закрепляемые на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) или в подземных пешеходных переходах;
- мебель, инвентарь, оборудование и иные средства, содержащие рекламу, размещаемые внутри здания (сооружения), обзор которых возможен снаружи этого здания (сооружения).
Действие Положения не распространяется также на отношения, урегулированные правовыми актами Президента.
Вид средства наружной рекламы указывается в паспорте средства наружной рекламы. Наличие оформленного в соответствии с требованиями Положения и утвержденного уполномоченным лицом местного исполкома паспорта средства наружной рекламы является подтверждением получения разрешения на его размещение.
Виды средств наружной рекламы определены в приложении 1 к Положению. Вместе с тем приложение 1 не содержит исчерпывающий перечень видов средств наружной рекламы. Местные исполкомы своими решениями могут определять иные виды.
Для установления вида средства наружной рекламы необходимо использовать приложение 3 к постановлению № 395. При этом возможны случаи, когда одно и то же средство наружной рекламы может быть классифицировано как несколько их видов.
Определение вида средства наружной рекламы влияет на:
– решение вопроса о необходимости получения разрешения на размещение средства наружной рекламы.
Справочно: перечень средств наружной рекламы, размещение которых допускается без наличия такого разрешения, установлен в приложении 2 к постановлению № 395. Исходя из п. 3 примечаний к этому перечню, если средство наружной рекламы одновременно подпадает под определение вида, для размещения которого разрешение не требуется, и под определение вида, размещение которого допускается при наличии разрешения, такое средство относится к виду, для размещения которого разрешение не требуется;
– определения размера платы, взимаемой по договору на размещение средства наружной рекламы. Так, если средство наружной рекламы одновременно соответствует определениям нескольких видов средств наружной рекламы, размещение которых допускается при наличии разрешения, такое средство относится к виду, за размещение которого взимается меньшая по размеру плата (п. 13 Положения).
С 01.01.2023 в соответствии с п. 8 постановления № 395 вводится запрет на делегирование местными исполкомами полномочий, связанных с выдачей разрешений на размещение средства наружной рекламы, подчиненным организациям, являющимся одновременно операторами наружной рекламы (ч. 2 п. 5 Положения), а именно, полномочий по:
– приему, подготовке к рассмотрению, принятию административного решения об отказе в принятии заявлений на выдачу разрешения, продление их действия, выдачу дубликатов, а также переоформление;
– заключению от имени местного исполкома договора на размещение средства наружной рекламы, дополнительных соглашений об изменении условий договора на размещение средства наружной рекламы;
– учету выданных разрешений;
– демонтажу средства наружной рекламы.
Под операторами наружной рекламы понимается рекламораспространитель, осуществляющий деятельность по предоставлению рекламных полей принадлежащих ему средств наружной рекламы для размещения (распространения) наружной рекламы третьих лиц.
Порядок выдачи разрешений на размещение средства наружной рекламы
В Положении урегулирован порядок заключения договоров на размещение средства наружной рекламы и увеличен срок для их заключения. Договор на размещение средства наружной рекламы должен быть заключен в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы.
Постановлением № 395 предусматриваются следующие варианты заключения таких договоров:
– трехсторонний между сторонами: исполком, собственник имущества (уполномоченное лицо) и рекламораспространитель;
– двусторонний между сторонами: исполком и рекламораспространитель, между собственником имущества (уполномоченным лицом) и рекламораспространителем.
Предусмотрены также случаи, когда заключаются только двусторонние договоры:
– местный исполнительный и распорядительный орган является собственником имущества (уполномоченным лицом). Согласно условиям такого договора исполком предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях и оказывает содействие в размещении (распространении) наружной рекламы;
– рекламораспространитель является собственником имущества (уполномоченным лицом). Согласно условиям такого договора местный исполком предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.
Кроме того, постановлением № 395 товариществам собственников, организациям застройщиков, уполномоченным лицам по управлению общим имуществом совместного домовладения или иным лицам, уполномоченным собственниками имущества, предоставлено право на заключение договоров на размещение средств наружной рекламы на имуществе, находящемся в общей собственности нескольких лиц от имени собственников (п. 12 Положения).
Плата по договору на размещение средства наружной рекламы
В соответствии с договором на размещение наружной рекламы определяется и взимается плата за (п. 13 Положения):
– предоставление права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях, в т.ч. за предоставление имущества во временное пользование для размещения средства наружной рекламы в случае, если местный исполком является собственником имущества (уполномоченным лицом). Плата взимается исполкомом;
– за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы путем предоставления имущества во временное пользование для размещения средства наружной рекламы. Плата взимается собственником имущества (уполномоченным лицом).
Административное решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, а в случае, если требуются разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности и (или) подключение к инженерным коммуникациям, – 30 рабочих дней (п. 14 Положения).
Сроки действия разрешений на размещение отдельных средств наружной рекламы (подп. 9.11.1 п. 9.11 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. пост. Совмина от 17.02.2012 № 156, далее – перечень № 156):
– не менее 7 лет – на мультимедийные рекламные конструкции, электронные табло;
– не менее 5 лет – на иные технически сложные средства наружной рекламы и объемно-пространственные рекламные конструкции.
К технически сложным средствам наружной рекламы отнесены надкрышные рекламные конструкции, средства наружной рекламы на путепроводах (мостах), щиты с площадью рекламного поля 32 кв. м и более, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля более 50 кв. м, щиты с внутренней подсветкой, щиты с вращающимися рекламными полями, призматроны, лайтпостеры (световые коробы) с площадью рекламного поля более 2,16 кв. м, лайтпостеры (световые коробы) в подземных пешеходных переходах, панели с внутренней подсветкой, а также иные средства наружной рекламы, отнесенные к технически сложным средствам наружной рекламы решением местного исполнительного и распорядительного органа;
– не менее 3 лет – на лайтпостеры (световые коробы) с площадью рекламного поля до 2,16 кв. м включительно, за исключением размещаемых в подземных пешеходных переходах, щиты с площадью рекламного поля до 32 кв. м без внутренней подсветки, пилоны, панели без внутренней подсветки, указатели с внутренней подсветкой, иные средства наружной рекламы, закрепляемые на земельном участке;
– на вывески рекламного характера – на срок до окончания расположения производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания, или осуществления рекламораспространителем деятельности по месту размещения вывески рекламного характера;
– на иные средства наружной рекламы – на срок не менее 1 года, если иное не определено договором на размещение средства наружной рекламы.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на размещение средств наружной рекламы содержится в п. 17 Положения. Более того в п. 19 Положения предусмотрены основания для отказа местного исполкома, являющегося собственником имущества (уполномоченным лицом), в выдаче согласия на размещение средства наружной рекламы. Такими основаниями могут быть:
– наличие документально подтверждаемых планов по проведению в месте размещения средства наружной рекламы работ по застройке, благоустройству территорий, строительству, реконструкции или ремонту зданий (сооружений), иных элементов инфраструктуры, мероприятий по случаю государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, иных мероприятий республиканского или местного значения либо использованию места размещения средства наружной рекламы в иных целях, не связанных с размещением средств наружной рекламы;
– размещение средства наружной рекламы в заявленном месте, где она может причинить вред или создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и (или) имуществу, создать угрозу их безопасности либо привести к иным неблагоприятным последствиям, которые определены местным исполнительным и распорядительным органом.
Введена административная процедура по выдаче дубликата разрешения на размещение средства наружной рекламы (п. 9.13 перечня № 156). Выдача дубликата разрешения осуществляется в случае его утраты или приведения в негодность бесплатно в течение 10 дней на срок действия разрешения.
Наружная реклама реклама Минск